Марина (laska10) wrote,
Марина
laska10

Categories:

По вчерашним следам

Кто о чем, а я опять.
Зацепила меня эта история оборванцев из ночлежки...
(Как всегда в ноябре интуитивно тянет на всякие депрессивно-философские вещи, может быть в качестве успокоения и слабенького поднятия духа от того, что есть еще где-то что-то хуже, чем у меня в душе и в жизни)

Не хватило мне, значит, одного прочтения пьесы, понесло меня искать фильм. И уж коли увлекаться, то по полной.

И оказывается, кто только не снимал фильмы и не ставил спектакли по этой пьесе, даже японцы), помимо (собственно для кого первоначально и писал Горький эту пьесу) постановки Художественного театра, я отыскала спектакль театра "Современник", телевизионная версия 1972 года. Посмотрела на одном дыхании! Актеры, золотой состав, Евстигнеев (Сатин), Никулин Вл. (Актер), Дорошина (Василиса), Кваша (Лука), Щербаков (Бубнов), Мягков (Барон) и др. Отмечу особенно понравившихся мне: ироничный Евстигнеев просто покоряет с первого выхода. Мягков, молодой разорившийся барин, развязный и хамоватый паразит. И Владимир Никулин в роли Актера, вызывающий искреннее сочувствие, он уже сделал целый шаг к новой жизни, но так и не смог подняться с колен, его просто до слез жалко. Бубнов аферист и абсолютнейший пофигист, Щербаков в этой роли прям вот нравится безмерно. Игорь Кваша уж слишком молод для Луки, местами напоминал добродушного Старичка-боровичка из сказок.


Посмотрела фильм 1987 года, с названием "Без солнца", собственно одним из первоначальных вариантов названия пьесы у Горького. Не менее золотой состав, Смоктуновский (Барон), Петренко (Сатин), Глузский (Лука), Стеклов (Бубнов), Гостюхин (Васька Пепел), Глаголева (Настя), Егорова (Василиса). Тлен и безысходность полнейшие. Солнца там нет ни единого луча, такое ощущение, что фильм снимали при лучине. Смоктуновский в роли Барона это, конечно, силища, - униженный, опустившийся, но по-прежнему высокомерно смотрящий на таких же, с дна. Гостюхин, Васька Пепел, вор, обозленный на весь мир, но имеющий хоть каплю любви в сердце и единственный, кто ищет выход. Петренко, Сатин, умный, однажды упавший на дно, и принявший свой удобный образ бездельника. Лука здесь (Глузский) с виду не столь добродушен, напоминает занудного проповедника, не лишенного язвительного сарказма.


Нахожусь под впечатлением этих образов. И естественно, невольно проводишь параллель этой драмы со своей жизнью; ну я, конечно, еще не на дне, чо бога гневить, но вот морально... стремительно качусь вниз и деградирую, и как Сатин, постепенно привыкаю к пустой жизни и начинаю считать ее удобной. Надо выбираться, "в карете прошлого далеко не уедешь". Хотя, задавая самой себе вопрос "а что же делать", так и хочется ответить словами Сатина - "а ничего не делай, просто обременяй землю". Но это путь на дно.

И еще о современном - о современной интерпретации режиссера Владимира Котта. Здесь ночлежка - это самая настоящая мусорка. Из неожиданного: старец Лука там вдруг предстает пацаном, однажды выпадающем из Камаза с мусором. Спорная метаморфоза одного из ключевых героев, но возможно, не перевелись у нас все-таки такие психологически подкованные молодые "старцы", имеющие и сострадание к ближнему и умеющие соврать в нужный момент, пусть и во благо (Лука, он же "светлый", и он же "лукавый"). А быть может, для данного героя и не очень важен возраст, а важно его слово, адресованное каждому из героев, и несущее ложь во спасение (хотя если посмотреть с практичной точки зрения - откуда у пацана 10-ти-12-ти лет опыт и мудрость? ладно, видимо что-то другое подразумевал режиссер). Михаил Ефремов в роли Актера, хорош, хорош. Безумная Василиса - Евгения Добровольская, и забитая Наташа (и Настя в одном флаконе, здесь эти образы объединили) в исполнении Аглаи Кузнецовой, привлекают. И бескрайние помоечные дали. В целом там, конечно, такое дно, днище - "днее" только в аду, наверное. Но смотришь и понимаешь, что это острое горьковское произведение, написанное более ста лет назад, еще очень долго будет актуально для нас и наших реалий. И что же выбрать - правду, грязную, обжигающую, или ложь во благо, приторно-сладкую и обнадеживающую, мы не знаем до сих пор.


Даа, хорошо сидеть в теплом кресле с чашкой кофию и печенькой и рассуждать обо всем этом. А если представить на мгновение себя, опустившейся на такое дно, - найду ли я силы однажды сказать о том, что человек это звучит гордо, но все равно продолжать "обременять землю", или махануть стакан и уйти в небытие, не найдя земли праведной, или все-таки решиться и прекратить такую жизнь?..
Tags: зацепило, коротко о главном, мысливслух, простозаметки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments